«Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем»
Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают. - Почему все это происходит? Почему учиться трудно? Как возникают школьные проблемы? А главное - что делать, как помочь своему ребенку преодолеть их?
Все это очень непростые вопросы, которые возникают из года в год у мам и пап. Кто-то из них сетует на неусидчивость ребенка, на то, что каждый день на него жалуются учителя. Чей-то ребенок испытывает трудности в освоении навыков грамотного письма. Чья-то мама возмущена тем, что учительница рекомендовала показать ее ребенка психоневрологу, хотя и сама она переживает, что ребенок порою становится неуправляемым. У одних это трудности, связанные с обучением, у других - агрессивность, конфликты со сверстниками, учительницей, беспричинные слезы, бесконечные болезни, низкий темп усвоения школьной программы... И многое, многое другое. Всем этим явлениям можно дать общее название - школьные трудности. Но школьные трудности не сводятся только лишь к низким способностям к обучению ребенка.
Неспособность и неуспеваемость - это чаще всего результат нашего невнимания, безразличия, нашего непонимания, а порою наших же амбиций и давления на ребенка. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют школьнику нормально учиться, но и сохраняют его физическое, психическое и социальное здоровье.
Самая главная беда - младшие школьники с еще неокрепшей психикой остаются пока один на один с их школьными трудностями, а родители не умеют или не хотят помочь им. В учебных неудачах наших детей родители чаще всего склонны винить школу. И неудивительно: школа с такими детьми, не вписывающимися в общепринятые рамки, не имеет возможности заниматься по индивидуальной траектории. Да и программы, методики, рассчитанные на мифического среднего ученика, усугубляют проблему. Но, обвиняя только школу и перекладывая на нее всю вину, родители этим самым самоустраняются от помощи собственным детям.
А между тем, неуспеваемость школьника - скорее общая беда: и детей, и родителей, и учителей, а впоследствии и всего общества. А искать корни проблемы надо в прошлом - в раннем детстве, а иногда в неблагополучном течении беременности мамы. Но если родители всё же задаются вопросами о проблеме своего ребенка, то часто можно услышать вот такие высказывания: «Беременность моей жены протекала тяжело, но ребенок родился здоровым, он плохо учится, потому что ленится»; «Разве на школьные успехи может повлиять неблагополучные роды, ведь это было давно?»; «Мой ребенок хорошо произносит все звуки, а мне порекомендовали обратиться к логопеду. Почему?»; «Мой сын ничего не успевает делать в классе; как заставить его работать быстрее?». «Приготовление уроков дома всегда заканчивается ссорами, слезами сына (дочери). Как научить его (ее) делать уроки быстрее?» Эти типичные вопросы показывают: родители не знают или не понимают причин многих школьных трудностей. Особенности развития ребенка до школы, состояние его здоровья почти никогда не принимаются во внимание. При этом папа и мама считают, что виноваты либо учитель (плохо учит, придирается, чересчур требователен), либо общая система обучения (плохая школа, плохие учебники), либо сам ребенок (ленивый, нерадивый, неспособный). Чтобы разобраться в истинных причинах неуспеваемости, необходимо посмотреть со стороны на себя, сделать экскурс в прошлое, вспомнить, как развивался малыш, какие проблемы возникали в его воспитании, что рассказывали о нем воспитатели в детском саду.
Итак, каковы же причины школьной неуспеваемости?
Прежде всего, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья. Об этом, как ни странно, родители не знают или не думают. То есть состояние ребенка родителями оценивается в настоящий период времени без учета того, каким оно было до школы. И уж никак родители не связывают плохой почерк, неуспеваемость, плохое поведение ребенка с этими проблемами; а потому требуют невозможного и от ребенка, и от школы. Конечно, многие родители видят в раннем детстве, что их ребенок чрезмерно беспокойный, расторможенный, непоседливый, раздражительный или, наоборот, вялый. Что он плохо засыпает или очень беспокойно спит. Что их малыш позднее, чем другие дети, начал говорить. Но родители, утешая себя, объясняют это тем, что сын или дочка еще маленькие, и это никакая не болезнь, «все пройдет»... И только когда наступает время идти в школу, у них появляются проблемы. И возникающие с началом обучения трудности являются для многих родителей неожиданностью и вызывают не просто огорчения, но и недовольство ребенком. Если вы хотите помочь сыну или дочке, необходимо оставить раз и навсегда эти разговоры и осознать, наконец: у ребенка, начинающего обучение, не может быть просто лени, просто нежелания учиться, просто рассеянности. Все это, как правило, связано с состоянием его здоровья, психологическими и возрастными особенностями, порой сами взрослые наделали ошибок в воспитании: предъявляли чрезмерные требования, или, наоборот, игнорировали процесс развития. Много хлопот доставляют родителям и школе гиперактивные дети. Учителя постоянно жалуются, что на уроках ребенок постоянно отвлекается, ходит по классу, берет все, что попадет под руку, пристает к другим детям, не может сосредоточиться ни на минуту, не выполняет до конца задание или делает это небрежно. Родители в растерянности - ведь воспитанию сына (дочери) уделялось столько внимания! Правда, вспоминают они, ребенок рос очень болезненным: в течение первого года был чрезвычайно беспокойным, крикливым, не спал по ночам. Повышенная возбудимость, непоседливость, неустойчивость внимания вызывали неудовольствие и у воспитателей детского сада; они постоянно жаловались, что его ни на минуту нельзя оставить без присмотра, т. к. он сразу начинал драться, ломать игрушки. Родители, вместо того чтобы разобраться в причинах происходящего, начинают применять к ребенку более жесткие воспитательные меры. Однако совсем это не баловство, а нарушение поведения, свидетельствующее о расстройстве нервной системы. И надо, не откладывая, проконсультироваться с детским психоневрологом. Иногда ребенок показывает себя неглупым, развитым, поступая в первый класс, он уже умел читать, хорошо считал, однако учебный материал практически не усваивает, т. к. совершенно не может сосредоточиться - вертится, мешает другим детям. Родители воспринимают поведение ребенка как нерадивость, баловство, стараются применить жесткие меры наказания. Их отношения с ребенком превращаются в сплошной крик, дерганья, наказания; однако никакие меры не помогают. Чадо очень искренне раскаивается, обещает вести себя хорошо, но тут же забывает свои обещания, и начинается все сначала. Чем больше родители наказывают, тем хуже становится его поведение. К тому же он делается все более нервным и раздражительным, жалуется на головные боли, плохо спит ночью. И только тогда родители решают повести сына или дочку к врачу. А иногда оказывается, что ребенок нуждается в срочном лечении, а все его трудности поведения объясняются расстройством нервной системы. Совершенно необходимы для гиперактивных детей упражнения на релаксацию, расслабляющий массаж, аутогенная тренировка. Полезны эти упражнения и вполне здоровым и успевающим школьникам, т. к. они позволяют снять последствия школьных нагрузок, предупредить возникновение переутомления. Если время не позволяет вам сводить ребенка к специалисту, вы можете научиться этому сами, а потом выполнять с ребенком эти упражнения 2-3 раза в неделю дома.
Следующую группу неуспевающих составляют дети, у которых причиной развития невротических расстройств и впоследствии неуспеваемости в школе являются психогенные факторы. К ним относятся:
• психические травмы, вызванные испугом, страхом;
• тяжелые ситуации, свидетелем, а то и участником которых оказался ребенок - ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких;
• жестокое, несправедливое обращение.
Так, причиной развития невроза у ребенка очень легко может стать вражда между родителями. Эту вражду он чутко чувствует и тяжело переносит. Часто супруги, желая сохранить формальную семью ради детей, строят отношения, которые внешне, для окружающих, выглядят благополучно. При этом если вражда между мамой и папой замаскированная, то последствия еще тяжелее. Ребенок ощущает себя беспомощным, живет в постоянном напряжении. Как отмечают психологи, в семьях разбитых, но сохраняющих формально единство именно сын или дочка становятся соединительным звеном - без них семья не смогла бы существовать. А для маленького ребенка это слишком большая эмоциональная нагрузка. Особенно тяжелая ситуация складывается, если родители при разводе втягивают детей в свой конфликт. По данным А.И. Захарова, в этом возрасте высоко развита чувствительность к эмоциональным проблемам взаимоотношений с близкими, с матерью. А с началом обучения на прежние стрессовые факторы могут наложиться школьные перегрузки, повышенные требования к оценкам и чрезмерный контроль за приготовлением уроков, проблемы психологической адаптации. Если родители пустили адаптацию после пережитого стресса на самотек, поведение ребенка постепенно меняется. Сначала такой ребенок отличается пассивностью, несобранностью, плаксивостью. В школе сначала возникают стойкие проблемы с успеваемостью, а затем появляются и двойки. Ученик это очень переживает, постоянно волнуется, беспокоится о результатах, у него повышенная тревожность. Иногда он жалуется на головные боли, ухудшается сон, повышается утомляемость. Родителям необходимо заметить такие отклонения как можно быстрее. Чем раньше будет оказана ему помощь специалиста, тем легче будет ребенку учиться.
Еще одна причина проблем в обучении - наши родительские амбиции. Вот один пример. Единственный ребенок у немолодых родителей, он был всеобщим любимцем. С ним много работали, всем демонстрировали его успехи, постоянно им восхищались. В детский сад он не ходил, т. к. постоянно болел простудными заболеваниями, но ребенка не закаляли, оберегали от сквозняков, создавали ему тепличные условия. Поскольку мама с папой считали, что сын очень развит, в школу его решили отдать в 6 лет. При этом взрослые были уверены сами и заверили мальчика: он будет только отличником. Однако на практике оказалось все по-другому: тот трудно привыкал к одноклассникам, которые не хотели признавать его превосходства. Да он и не умел делать многого, что умели другие ребята, привык, чтобы его кормили, ходил неряшливый, не умел самостоятельно одеться, с трудом выдерживал необходимую школьную дисциплину. Ему быстро надоело сидеть на уроках; а учительница отнеслась к нему как ко всем, хотя он ожидал к себе такого же отношения, как в семье. Мальчик стал раздражительным, плаксивым, упрямым, говорил, что ненавидит школу. Однажды пожаловался, что у него болит голова и живот. Его оставили дома. На второй день повторилось то же самое. Каждый день появлялись новые жалобы, а в выходные дни был всегда здоров. Это характерная картина так называемого школьного невроза.
Еще одна причина школьных трудностей - семейные проблемы. Надо отметить, что какой бы аспект школьных трудностей мы ни затронули - почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Чаще всего трудности в школьном обучении испытывают дети из неблагополучных семей. И особый разговор о детях, у которых пьющие родители. И как итог - беспризорность детей, интеллектуальный и эмоциональный голод, грубая педагогическая запущенность, замедленное развитие.
Зачем так подробно рассказывать об этом вам, родителям, на школьном собрании? На своем многолетнем опыте психологи и учителя убедились: многие родители, где наблюдается хоть одна из названных проблем, не отдают себе полного отчета в том, что с началом обучения ребенка они обязательно столкнутся с большими трудностями. Непоседливые, суетливые, рассеянные, невнимательные, расторможенные дети. Обращает на себя внимание бедность их речи, ограниченность словарного запаса, недостаточность знаний и сведений об окружающем мире, несформированность многих навыков, без которых невозможно успешное обучение, да и вообще не очень-то большое желание учиться. В начале школьного обучения такие дети ведут себя весьма непосредственно: часто играют на уроках, не понимают «школьной ситуации», не могут критически оценить свои действия и поступки. К учебе относятся беспечно, их не волнуют неудачи. Необходимо понять, что и такой ребенок требует особо бережного и внимательного подхода, а окрики и наказания, на которые в таких семьях обычно не скупятся, не помогут. Так складывается стрессовая ситуация, замкнутый круг для ребенка: дома его наказывают, не пускают гулять, лишают удовольствий. Конечно, с такими детьми тяжело. Но все равно есть только один путь: терпение, выдержка. Как бы ни было тяжело, недопустимо на срыв ребенка отвечать собственным срывом! Постарайтесь больше общаться, играть с ним, развивать его речь. Если он чего-то не понимает, повторите, объясните. Необходимо, чтобы такой трудный ребенок имел любимое занятие, увлечение. Не забывайте похвалить его за малейший успех в любом деле (не обязательно в учебе) и поддержать в нем уверенность в своих силах. И не бойтесь пойти за советом к врачу-психоневрологу или психологу. Не откладывайте этот визит, не надейтесь, что все пройдет! Вы только потеряете время. Квалифицированный совет специалистов, а при необходимости и лечение помогут вам обеспечить ребенку посильные для него условия обучения; а это крайне важно.
Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания становятся основной причиной школьных бед не обязательно только в неблагополучных семьях. Внешне семья может быть даже очень хорошей, но вот ребенку в ней живется не очень сладко. Это еще один фактор, сильно влияющий на процесс школьной адаптации и школьные трудности. Он выражается в дисгармонии семейных отношений как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми. В таких семьях часто не могут найти единую линию: бывает, мать наказывает, отец жалеет, и наоборот. Ребенок очень быстро находит выгодный для себя стиль поведения, приспосабливается, выкручивается, а затем переносит этот же стиль поведения на общение со сверстниками. Родители порой упрекают друг друга за плохое воспитание в присутствии ребенка.
Итак, итог: что же внутри семьи может усугублять школьные трудности или приводить к их возникновению? Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей, списывая все на лень, нежелание, «дурные наклонности». Такое поведение мамы и папы ведет к стойкой стрессовой ситуации, а затем либо к неврозу, либо к замыканию ребенка в себе .У мамы свои дела и заботы, у папы - свои. «Сыт, одет, обут - и ладно, времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится - хорошо, не выучится - сам виноват».
Как же нам понять суть нашего отношения к ребенку? Для начала сделайте одно, трудное, но и возможное, вылезьте из своей взрослой скорлупы и посмотрите на себя глазами ребенка. Это поможет ему лучше наказаний и укоров, и, наоборот, бесконечной опеки и лишения инициативы.
Итак, какие рекомендации можно дать родителям, чьи дети испытывают те или иные трудности в обучении? Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить, что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям, но больше всех страдает ребенок. Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни педагог, ни мама с папой внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Чем позднее вы обратите внимание на проблемы, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка - тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, формируют у него неуверенность, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо даётся, на все остальные. На трудности обучения письму и чтению необходимо реагировать как можно быстрее и потому, что с них начинается серьезное отставание ребенка, потеря интереса к учебе и веры в свои силы. Если при этом наказывают учитель (двойкой) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания - бесполезными. Теряет интерес, а значит - отставание углубляется. Главное для вас - как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу - для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Если такой возможности нет, постарайтесь разобраться сами, с помощью учителя. Но не торопитесь с выводами, внимательно наблюдайте.
Чем же могут помочь родители, если все же появились школьные трудности?
Первое. Не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача - помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
Второе. Вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться). Не рассчитывайте на мгновенный успешный результат. Он появится не сразу и будет, может быть, незначительным на ваш взгляд.
Третье. Ваша главная помощь: поддержать уверенность ребенка в своих силах, снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать - это не помощь, а основа для новых конфликтов. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Если вы, взрослый, не можете сдержаться, как быть ребенку, что чувствует он? При этом все родители жалеют себя и никто - сына или дочку.
Четвертое. Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.
Пятое. Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать. Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать - с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого. При приготовлении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляют, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 мин. Не забывайте - паузы после 20-30-минутной работы обязательны.
Шестое. Не считайте зазорным попросить учителя спрашивать ребенка только, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с педагогом; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните.
Седьмое. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы они вознаграждали сына или дочку не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Даже если ребенок не получит после ваших занятий ожидаемой оценки, но он старался, приложил много усилий, поощрите его. Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка. Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.
Восьмое. Ребятам с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?» Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом сын или дочка долго не могут успокоиться и уснуть. В таких случаях ребенку особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкают его «как маленького» и, укладывая спать, посидят рядом несколько минут, выслушают, рассеют его страхи. Можно предоставить сыну или дочке некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.
Девятое. Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул. В крайнем случае, не перегружай те его в эти дни. Каникулы - для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, даже если вы сами работаете, что-то придумайте. Главное - сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям в школе. Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше - сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы. Не стойте над душой - этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания по поводу его почерка, посадки, внимания. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте. И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех.
Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации. Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.
Педагог-психолог: Яна Владимировна Кулик
раскрыть » / « свернуть