Современный урок: нормативные и дидактические требования, проектирование, проведение и самоанализ, критерии успешности
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
Как для обучающихся, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Поэтому на современном уроке в первую очередь учитель должен работать с такими технологиями, как креативное мышление, проблемное обучение и другими. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые система предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, что одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения. Общие требования кратко можно сформулировать так: - вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; - формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; - повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; - формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни. - вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические требования.
Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:
∙ четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
∙ определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
∙ прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
∙ выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
∙ реализация на уроке всех дидактических принципов;
∙ создание условий успешного учения учащихся
Отличие современного урока от традиционного
Требования к уроку
|
Традиционный урок
|
Урок современного типа
|
Объявление темы урока
|
Учитель сообщает учащимся
|
Формулируют сами учащиеся
|
Сообщение целей и задач
|
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
|
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
|
Планирование
|
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
|
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
|
Практическая деятельность учащихся
|
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
|
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
|
Осуществление контроля
|
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
|
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
|
Осуществление коррекции
|
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
|
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
|
Оценивание учащихся
|
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
|
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
|
Итог урока
|
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
|
Проводится рефлексия
|
Домашнее задание
|
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
|
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
|
Требования к технике проведения урока:
-
Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
-
Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
-
Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
-
Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
-
По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
-
Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
-
Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Как же построить современный урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведённые ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
–чётко определить и сформулировать для себя его тему;
– определить место темы в учебном курсе;
–определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
–и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
II. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитательные функции урока.
III. Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
–узнавание нового материала;
–воспроизведение;
–применение знаний в знакомой ситуации;
–применение знаний в незнакомой ситуации;
–творческий подход к знаниям.
Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к
сложному».
Составить три набора заданий:
–задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
–задания, способствующие осмыслению материала учеником;
–задания, способствующие закреплению материала учеником.
IV. Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.
V. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
VI. Контролировать деятельность учащихся на уроке:
–что контролировать;
–как контролировать;
–как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче
увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся
подлинный интерес к их работе.
VII. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
VIII. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
IX. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока?
Способствуют успеху урока:
• хорошее знание материала;
• продуманный план урока;
• правильный выбор методов обучения;
• разнообразие методов обучения;
• занимательность изложения;
• ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция;
• выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:
• неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
• безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
• неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
• однообразие методов обучения;
• монотонность и сухость при изложении нового материала;
• отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Современный урок – это прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками:
-
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
-
На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
-
На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
-
Организация урока динамична и вариативна.
-
На уроке используются современные педагогические технологии.
Остановимся на структуре урока, особенностях некоторых его этапов, а также методических рекомендациях в разрезе технологии системно-деятельностного подхода.
1.Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель включает детей в деятельность. Происходит выделение содержательной области.
Приёмы работы:
-
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
-
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
-
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
-
самопроверка домашнего задания по образцу.
Настраиваем детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении ... задач», «напишем самостоятельную работу», «повторим ... изученной темы» и т. п.)
-
Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
-
Возникновение проблемной ситуации.
-
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
-
создание проблемной ситуации;
-
выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
-
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение ... задач и обсуждение проекта их решения.
-
Способы: диалог, групповая или парная работа:
-
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
-
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
-
выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
-
Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
-
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
-
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
-
выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
-
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 5-7 типовых заданий);
-
Выполняется письменно;
-
Методы: самоконтроль, самооценка.
Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
-
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
-
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
-
Какую задачу ставили?
-
Удалось решить поставленную задачу?
-
Каким способом?
-
Какие получили результаты?
-
Что нужно сделать ещё?
-
Где можно применить новые знания?
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.
Что делает учитель, работающий по новому стандарту:
Разрешает ученику сомневаться и не знать.
Разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу.
(Если дети друг с другом не общаются, а общаются только с учителем или через него – это не урок деятельностного типа.)
Требует обоснования детских предположений.
Организовывает фиксацию детских предложений, решений, результатов обсуждения на доске.
Не скрывает во время дискуссии, что есть вопросы,
ответы на которые ему неизвестны.
Занимает равноправную позицию с классом перед предметом:
уверенно ориентируется в содержании, которое освоили 80% класса,
постоянно «путается» в материале, которое твёрдо усвоили 20%,
«не знает» того, чего еще не проходили.
Пытается гибко перестроиться по ходу урока, исходя из ответа ребенка, идет от класса к учебнику (методичке), а не от учебника к классу.
Чего не делает учитель, работающий по новому стандарту:
Не повторяет за детьми.
Не задает лишних вопросов.
Не формулирует вопрос 10 раз.
Не говорит больше, чем дети.
Не использует назидательную обучающую интонацию.
Не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания.
Не «выбивает» из ребенка требуемый ответ.
Схема самоанализа урока
-
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
-
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
-
Какие задачи я решаю или решила на уроке:
– общеобразовательные;
– воспитательные;
– развивающие?
-
Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь между различными этапами урока.
-
На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
-
Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.
-
Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или всё в совокупности?
-
Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
-
Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
-
За счёт чего поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
-
За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведёт себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
-
Как и за счёт чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
-
Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
-
Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?
Критерии успешности урока и учебно-воспитательной деятельности педагога.
Сначала ответим на вопрос: Что такое успех?
Успех, с психологической точки зрения, – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Успешность урока напрямую зависит от успешной деятельности.
Успешная учебная деятельность имеет определенную структуру:
• мотивы учения;
• учебные задачи;
• учебные действия;
• контроль;
• оценка.
Урок как целостный образ в сознании учащегося.
Восприятие урока как целого предполагает:
– понимание каждым учеником цели урока, его места в системе изучаемого предмета, в общей картине мира;
– понимание учеником того, как должен выглядеть результат урока, в какую форму выльются итоговые знания, какие перспективы дальнейшего развития эти знания ему предоставляют;
– понимание учеником того, как конкретные действия, совершаемые им в ходе урока, помогают достичь цели урока;
– осознание учеником того, достигнута ли цель урока, если да, то какой вклад внес каждый, если нет, то каковы конкретные причины неудачи;
– обозначение начала и окончания урока, то есть психологическое завершение урока.
Составляющие успеха.
«Успеваемость» и «успешность» – слова по значению близкие. «Успешность, – читаем мы в словаре, – свойство, заключающее в себе успех». А «успеваемость» трактуется как «степень успешности обучения, усвоения знаний».
Не будем делать поспешных выводов. Успешность – это свойство, а успеваемость – степень, внешний показатель. В настоящий момент существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его реальной внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.
Как же можно трактовать учебную успешность ребенка?
Прежде всего, успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Последнее часто забывается, отодвигается на второй план, а ведь без субъективного переживания успеха нет и не может быть успешности.
Может быть, ребенок достиг многого, но такой ценой, что чувствует себя несчастным и неудачливым, а не успешным и сильным. Может быть, он продвинулся совсем чуть-чуть (если судить объективно), но для него самого – это преодоление, победа, и чувство успеха переполняет его. А возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял. И это – предмет его гордости.
Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может, по моему разумению, быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».
Объективный показатель успешности – результативность – тоже не стоит трактовать примитивно.
Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения ребенка в разных системах координат – в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т. п.
раскрыть » / « свернуть